
Когда слышишь про объем карьерного самосвала, первое что приходит - геометрические расчеты кузова. Но те кто реально работал с БелАЗами на разрезах знает: разница между паспортным 40 м3 и тем что фактически загружает экскаватор - как до Луны.
В проектах нам часто присылают расчеты где фигурирует номинальный объем. Скажем для Самсунг SE400-7 заявлено 22.5 м3. Но когда начинаешь анализировать фото с объектов видишь - угол естественного откоса породы съедает минимум 15%. Особенно с влажными глинистыми материалами.
На одном из подрядов для АО Байшитэ Аренда Оборудования (Шанхай) пришлось доказывать заказчику что их Caterpillar 777D с паспортными 65 м3 фактически возит не больше 58. Пришлось делать замеры с помощью 3D-сканирования после каждой пятой погрузки.
Кстати про АО Байшитэ - они хоть и специализируются на аренде высотного оборудования но иногда берут в лизинг карьерную технику. На их сайте baist-er.ru видел раздел с расчетами нагрузок для разных типов грунтов.
Запомнил случай на угольном разрезе в Кемерово. Работали с Hitachi EH3500 - по документам 180 м3. Но когда порода смерзалась зимой экскаваторщик недогружал ковш на 30%. В итоге фактический объем карьерного самосвала падал до 150 м3 а то и меньше.
Пришлось разрабатывать методику прогрева кузова газовыми горелками. Неидеальное решение - увеличивался расход дизеля но хотя бы выходили на плановые показатели.
Кстати про смерзание - сейчас некоторые производители предлагают системы подогрева кузова но массового внедрения не вижу. Дорого да и надежность под вопросом.
В 2018 пробовали адаптировать европейские контейнеры Volvo для наших условий. Технически объем карьерного самосвала казался идентичным - те же 45 м3. Но конструкция ребер жесткости оказалась не рассчитана на наши скальные породы.
Через три месяца работы появились трещины в зонах сварки. Пришлось усиливать конструкцию дополнительными накладками что уменьшило полезный объем на 7%.
Вывод - импортные расчеты объема не всегда учитывают абразивность наших материалов. Хотя для перевозки песчаных грунтов показали себя отлично.
Многие операторы любят грузить с превышением - мол больше за рейс увезут. Но на деле перегруз ведет к ускоренному износу шин и подвески. Особенно критично для Komatsu HD785-7 где при перегрузе больше 10% начинаются проблемы с гидравликой.
На объектах где работала АО Байшитэ Аренда Оборудования (Шанхай) внедряли автоматические системы взвешивания в процессе погрузки. Баланс между паспортным и фактическим объемом удалось выдерживать с погрешностью всего 3%.
Кстати их инженеры предлагали интересное решение - датчики заполнения кузова на основе лазерного сканирования. Но на практике пыль в карьере сводила эффективность к нулю.
Летом когда порода сухая тот же БелАЗ 7555 берет почти полный паспортный объем - около 45 м3. А вот весной с влажными грунтами приходится уменьшать загрузку на 12-15% чтобы не перегружать оси.
Операторы со стажем определяют заполнение на глаз но погрешность достигает 20%. Молодые же часто перестраховываются и недогружают.
На сайте baist-er.ru в разделе про интеллектуальный строительный инжиниринг видел кейс где они внедряли систему контроля загрузки через компьютер зрения. Говорят снизили вариативность до 5% но деталей к сожалению не раскрывают.
За 15 лет работы пришел к выводу что реальный объем карьерного самосвала это не статичная цифра а переменная зависящая от десятка факторов. От квалификации экскаваторщика до влажности породы.
Сейчас при планировании грузопотоков всегда закладываю коэффициент 0.85 к паспортным значениям. Исключение - перевозка насыпных материалов с низкой плотностью где можно выходить на паспортные показатели.
Компании вроде АО Байшитэ Аренда Оборудования (Шанхай) постепенно внедряют системы мониторинга которые учитывают эти нюансы. Но в массовой практике пока больше полагаются на опыт мастеров смен чем на умные алгоритмы.